Срок хранения питьевой воды – как у молока
Бюветы, а также артезианские скважины на сегодняшний день лучшие источники питьевой воды
Определить качество воды на вкус невозможно. И нам, простым потребителям, уж точно самостоятельно не разобраться в том, какую воду можно смело пить, а какая пригодна лишь для стирки и мытья посуды. На помощь приходит наука, а точнее, науки: химия, физика, биология. Академик Национальной академии наук, директор Института коллоидной химии и химии воды им. А.В. Думанского НАН Украины Владислав ГОНЧАРУК вот уже более 40 лет изучает воду. На его счету более 100 запатентованных изобретений, благодаря которым тысячи украинцев получили доступ к генетически безопасной питьевой воде. Его открытия – достояние мировой науки. Вода раскрыла много своих тайн украинскому ученому. И некоторыми из них он поделился с «Вестником».
.
Владислав Владимирович, что же такое питьевая вода, какой она должна быть?
– Прежде всего, питьевая вода должна иметь вкус. Ее обязательные компоненты – соли кальция и магния, без которых вода вообще не пригодна для питья. Они дают накипь в чайнике, а накипь как раз и является признаком хорошей питьевой воды. Но если мы говорим о качественной воде, нужно понимать, как оценивать это качество. К сожалению, в Украине такой официальной государственной системы оценки нет, государственный стандарт не принят, есть лишь технические условия, при которых понятие «качество воды» становится размытым и неконкретным. На самом деле это серьезная проблема, ведь большинство людей даже не догадываются о том, что водопроводная вода и питьевая – далеко не одно и тоже. Я всегда утверждаю, что вода из крана – техническая, пить ее нельзя. Питьевую воду – два-три литра, необходимых человеку ежедневно, нельзя подавать в квартиры через водопровод. Транспортировать питьевую воду тоже не представляется возможным, срок хранения у нее как у молока – двое суток. Человек должен приходить к источнику качественной питьевой воды и набирать необходимое ему количество.
Нужно сказать, что в каждой стране свой стандарт контроля воды. К примеру, американцы контролируют 102 компонента, мы – 70. Но на самом деле этот показатель тоже ни о чем не говорит. Ведь что такое 100 и 70 относительно существующих в воде более 70 млн компонентов? Ровным счетом ничего. Считаю, что самый надежный тест качества питьевой воды – биологический. Я много лет работал над созданием метода контроля и пришел к удивительному открытию. Качество воды должно определяться на биологическом уровне, с помощью живых организмов. Здесь, в лабораториях нашего института, много аквариумов с рыбками, тысячи различных мальков, сотни разнообразных организмов, на которых мы проверяем воду. Я нашел простой и самый действенный метод, который можно применять в любой точке планеты. В исследуемую воду помещаем аквариумных рыбок. В испытуемой воде они должны находиться без пищи четверо суток. Чем раньше рыба погибнет, тем токсичнее вода. Таким способом мы оцениваем острую токсичность. Если в ходе наших экспериментов рыбки выживают, это ещё не означает, что вода хорошая. Она может проявлять не менее опасную хроническую токсичность. В этом случае мы смотрим, что у них поражено, как изменилась их кровь. Ставим опыты, проводим исследования. Выявляем, какой элемент, находящийся в воде, приводит к поражению клеток различных органов рыбы. Кстати, по анализу крови человека тоже многое можно сказать о качестве воды, которую он пьет.
Если рыбки быстро погибают, значит, вода токсична, и она отравляет организм?
– Совершенно верно. Токсичность воды бывает двух типов: острая и хроническая. Все происходит так же, как и с едой: можно получить пищевое отравление сразу, съев испорченный продукт, а можно отравляться постепенно день за днем, год за годом. Но в первом случае человеку окажут скорую помощь, промоют желудок, выпишут лекарства, а во втором случае процесс будет проходить медленно, бессимптомно, а в результате – тяжелые хронические заболевания. Вот почему важно пить хорошую воду.
А какие неприятные сюрпризы нас могут ожидать в питьевой воде?
– В воде, которую ошибочно называют питьевой, много опасных микроогранизмов. Мы находим микромицеты – микроорганизмы, вызывающие грибковые заболевания, поражающие кости. Даже хлорированная вода не может гарантировать отсутствие в ней вредных обитателей. Микроорганизмы мутируют, приспосабливаются к новой среде обитания. Так мы нашли мутированную микрофлору, для которой хлорированная вода – родная стихия, а в чистой она погибает. Нужно понимать, что некачественная питьевая вода – это проблема не только Украины, это проблема всего мира, всей экосистемы. Не думаю, что в Америке или Китае вода чище и лучше. Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки.
В каких регионах Украины вода наиболее чистая?
– В каждом уголке Земли, в каждом регионе вода по химическому составу разная. В нашей стране самая чистая вода – в Западной Украине, особенно в горной местности. Во Львове и Полтаве хорошая подземная вода. Катастрофически некачественная вода на Донетчине, Луганщине, Харьковщине, Днепропетровщине – в наиболее промышленно развитых регионах. В Киеве есть хорошая питьевая вода благодаря бюветам.
В подземных водах центральных регионов Украины содержится очень много фтора, который приводит к костным заболеваниям, в частности сколиозу у детей. Если в воде избыток фосфора, то, попадая в организм, вода делает хрупкими кости, для пожилых людей такая вода наиболее опасна. На самом же деле, природа создала идеальную питьевую воду, а в том, что для питья она стала практически непригодной – «заслуга» человека. Ежегодно людьми производится более 4,5 млн новых антропогенных химических соединений. Это, прежде всего, лекарственные препараты и средства защиты растений – токсиканты, которые в естественной среде накапливаются, но не разрушаются. Неправильное обращение со средой обитания приводит к тому, что человечество само себя губит. Невозможно решать проблемы качественной питьевой воды, не изменив свое отношение к окружающей среде. К сожалению, поверхностные воды во всех странах мира на всех континентах уже практически не пригодны для питья. Остались последние источники на Кавказе, в Карелии, Скандинавском регионе. Поверхностные речные и озерные воды практически все испорчены. На сегодняшний день лучшая питьевая вода сохранилась только в озере Байкал, в котором почти четверть запасов самой чистой воды в мире. Наша задача вернуться к исходной воде, безупречно чистой.
А насколько можно доверять современным фильтрам для воды? Действительно ли с их помощью можно получить хорошую питьевую воду?
– Для того чтобы что-то очищать, надо понимать, что очищать и от чего. Вода везде разная и для каждой нужна своя технология отчистки. Сегодня рекламируют много различных фильтров. Их используют для производства очищенной бутылированной воды, и, мол, тогда она получается безвредной и даже полезной. Но наши исследования показали: в большинстве своем такая вода опасна и не имеет в составе полезных солей. Да, обратноосмотические установки действительно делают воду чистой, но не питьевой. Вместе с опасными компонентами из воды уходят и самые необходимые. А фильтры-кувшины и вовсе химической фильтрации не дают, зато они прекрасный рассадник бактерий.
Мы разработали уникальные очистные установки, равных которым в мире нет. Все они запатентованы. Система работает практически вечно, ультрафиолетовая лампочка – единственный элемент, который требует замены, но и ее хватает на долгие годы. Мы очищаем воду, оставляя при этом полезные соли и все необходимые микроэлементы. Причем для каждой конкретной воды, учитывая особенности ее химического и биологического состава, подбираем особую технологию. Благодаря этой научной разработке можно получать генетически безопасную воду из любого источника. Причем себестоимость воды за литр – десятая доля копейки. Это цена, которой вообще в мире не существует.
Эти технологии уже как-то задействованы на практике?
– Такие очистительные системы мы установили во Львове, Харькове, Павлограде, Донецке и других городах. Есть в Украине город, который полностью перешел на генетически чистую воду, это Борисполь. Там стоит семь комплексов производительностью тысяча литров в час, и весь город бесплатно пьет генетически безопасную воду. Но по трубам мы ее не подаем.
Мы готовы ставить наши системы водоочистки и в других городах, было бы желание у местных властей способствовать этому.
К сожалению, возможность пить генетически чистую воду есть не у всех украинцев. Какую воду вы посоветуете пить остальным?
– Киевлянам настоятельно рекомендую брать артезианскую воду из бюветов. Я лично был инициатором открытия бюветов и утверждаю, что сегодня– это лучшая вода, которую можно найти в столице. Что касается населенных пунктов, где нет бюветов и наших установок, советую людям использовать колодезную воду. Знаете, мое детство проходило в Черкасской области. И я хорошо запомнил, как бабушка учила меня брать воду. Я носил ее в деревянных ведрах, ловил и бросал туда лягушку. Потом отпускал, конечно же. И только спустя годы, став ученым, понял: лягушка не позволяла микрофлоре развиваться в воде. Вот она, народная мудрость! Сегодня принято любую воду стерилизовать, хлорировать. Но до сих пор в селах люди идут к роднику и пьют проточную грунтовую воду. И даже в наши дни эта вода, пусть и не всегда чистая, по своим свойствам лучше водопроводной.
Владислав Владимирович, вы более 40 лет работаете в Институте. Вам, наверное, удалось взглянуть на воду под совершенно другим углом …
– Наш Институт коллоидной химии и химии воды – единственный в мире, настолько досконально изучающий воду. Он был создан в 1968 году, когда самым актуальным вопросом была очистка сточных вод. А 26 лет назад Институт стал углубленно изучать питьевую воду. Мы используем абсолютно новый подход в мировой науке: изучаем химию воды, ее физику, биологию. Физика воды – относительно новая наука, а в биологии воды мы вообще первопроходцы. Скажу буквально несколько слов о физике воды: для всех людей водород – один элемент. А для нас, ученых, существует три водорода, три совершенно разных элемента. Протий – легкий водород, его больше всего на планете. Дейтерий – тяжелый водород, используемый в атомной энергетике. И тритий – сверхтяжелый водород, из которого была сделана водородная бомба. Все они обладают разными свойствами. И если в воде меняется соотношение протия и дейтерия, меняются и все параметры воды, в том числе точка кипения, точка замерзания, а также коэффициенты преломления света, поверхностного натяжения воды. С помощью этих знаний мы уже сегодня получаем воду, которая не замерзает при минусовых температурах или замерзает при 10 градусах тепла. Мы можем управлятьэтим процессом, можем изменять воду. Конечно, измененная вода – уже не питьевая, она токсична и не пригодна для человека. Но возникает вопрос:такая вода может быть пригодна для других форм жизни?..
В начале этого года американский космический корабль достиг Марса, на нем работала установка по определению воды. Воду действительно обнаружили, но концентрация дейтерия в ней оказалась в пять раз выше, чем в нашей. Коллеги спрашивают меня: «Так эта вода может быть признаком жизни на другой планете?» Вопрос в том, какой именно жизни? Если нашей, человеческой, земной – то нет. Но совершенно другая форма жизни, с другой микрофлорой, для которой эта вода идеальна, существовать может. Вот вам еще одна загадка воды.
Сегодня очень популярны разговоры о том, что вода имеет память, самопроизвольно меняет свою структуру. Как к этому относится официальная наука?
– Наука это отрицает, это – красивая сказка, не более. Если бы вода имела память, она бы не простила людей за то, что они с ней делают. Многие свойства приписывают и замороженной воде, мол, заморозь – разморозь и получишь чудо-воду! Но это тоже миф. Размороженная вода не меняет химический состав, а находящаяся в ней микрофлора никуда не исчезает. Профанация и разговоры о лечебных свойствах так называемой энергетически заряженной воды.
Но, действительно, у воды много тайн и загадок, которые не дают покоя ученым. Вот, к примеру: почему вода, замерзая, расширяется? Замерзшая вода с невероятной силой прорывает бетон, железо, нет материала, который бы выдержал это мощное расширение. Почему? Я несколько лет искал ответ и нашел. Сейчас заканчиваю публикацию на эту тему.
А какие тайны воды вами пока еще не разгаданы?
– Не могу понять, как именно возникает шаровая молния. В детстве видел ее своими глазами. Шаровая молния облетела вокруг меня, а затем ударила в чугунную колонку. Как она возникает, почему? Для меня это до сих пор загадка... Но очевидно одно: без аэрозолей воды (облаков, тумана) ее появление невозможно.
Говорят, самая великая тайна прошлого века – тунгусский метеорит. Я недавно выступал перед студентами и высказал предположение, что тунгусский метеорит - явление, созданное человеком. Возможно, это шаровая молния, которую искусственно создал и запустил из Америки в Тайгу великий Никола Тесла. Этот величайший ученый унес с собой множество неразгаданных тайн и загадок. Он мог электричество передавать без проводов. Как? Спустя столетие никто так и не понял. В библиотеке Теслы нашли очень много материалов о тайге. Он искал такое место, где высокая влажность и где нет людей. Гигантский взрыв, произошедший в 1908 году, по энергии сравним с тысячами хиросимских ядерных бомб. А что самое поразительное – корни кедров были выжжены на10 метров. Ядерная бомба сжигает все на поверхности, а прожечь такую глубину может только очень мощная электроэнергия.
Пойдем дальше. Известно, что в клетках головного мозга живут вирусы. Если посмотреть на них с помощью электронного микроскопа, видно, что внешне они очень похожи на человечков. Мозг – гелеобразная субстанция. Все сигналы идут от мозга. А кто их посылает? Кто управляет человеком? Какая связь между вирусами и мозгом? Возможно, ответ на этот вопрос мы получим нескоро, а может, и не получим вовсе, но, думаю, что и здесь вода играет далеко не последнюю роль.
Я изучаю воду 40 лет. За это время она сильно изменилась, но меняется и сам человек, и его организм. Изменение происходит на генетическом уровне. К сожалению, не в лучшую сторону, здоровья не прибавляется, каждое поколение слабее предыдущего. Какими мы будем через 100 лет, тоже вопрос. Владимир Вернадский писал о биосфере, о ноосфере – гармонии разума человека с биосферой. Великий ученый не мог предвидеть, что человек сможет сломать биосферу и превратить ее в техносферу. А опасность в том, что перейдя в техносферу, мы уже не сможем вернуться к нашему природному началу… Но, знаете, ведь еще не поздно взяться за ум и научиться ладить с окружающей средой. С надеждой на это и продолжаем работать…
Екатерина КОЛЕСНИКОВА
«Вестник»